Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Приоритеты законотворческой работы Комитета

В Российской Федерации нет ни одного более или менее значимого вопроса экономического, социального, экологического или иного характера, который мог бы быть решен вне преломления через призму федеративных отношений, вне учета специфики управления в государстве федеративного типа. Это определяется не только обширным кругом вопросов, который отнесен Конституцией Российской Федерации (статья 72) к кругу полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Подобная значимость федеративных отношений диктуется также чрезвычайным разнообразием в условиях и уровне развития субъектов Федерации, высокой степенью зависимости большинства из них от различных финансово-бюджетных и иных взаимодействий с федеральным центром. В этом смысле постоянное совершенствование федеративных отношений – это необходимая предпосылка к практическому достижению всех целей развития Российской Федерации, включая и приоритеты ее безопасности.

Применительно к решению данной задачи в современных условиях принципиально важными представляются такие обстоятельства, как, во-первых, – переход к системе стратегического планирования на всех уровнях публичной власти (включая региональный и муниципальный), обозначенный принятием и последующей корректировкой Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», положения которого дают все основания полагать, что необходимым элементом долговременного стратегирования должно стать также и совершенствование экономико-правовых основ федеративных отношений, а также развития муниципалитетов в стране.

Во-вторых, это принятие новых ключевых документов по вопросам национальной безопасности Российской Федерации, что позволяет определить эффективность всех компонентов федеративных отношений и местного самоуправления как одних из главных условий такой безопасности во всех ее составляющих. Данные документы формируют институционально-правовую основу и содержательный вектор для дальнейшего логического развития и совершенствования законодательства в сфере федеративного устройства, федеративных отношений, регионального развития и местного самоуправления.

В настоящий период времени одним из ключевых моментов в данной сфере является разработка и последующее утверждение Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, проект которой подготовлен Минэкономразвития России, и заключение на который представлено, среди прочих, и Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

О стратегической важности развития местного самоуправления свидетельствует последнее Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, в котором вопросам развития местного самоуправления прямо или косвенно было посвящено порядка 15 тезисов. Среди приоритетных вопросов в развитии местного самоуправления сегодня можно обозначить: территориальное развитие местного самоуправления, непосредственно связанное с пространственным развитием страны; инфраструктурное развитие малых городов и сельских поселений; установление сбалансированного объема полномочий и ресурсов муниципалитетов; разработка новых критериев оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и глав муниципальных образований всех видов; совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг и качества муниципального управления. Для достижения всех этих задач необходимо расширение собственной доходной базы местных бюджетов и обеспечение финансовой самостоятельности муниципалитетов, в том числе и для того, чтобы муниципальные образования могли формировать бюджеты (фонды) развития с целью реальности реализации стратегий своего развития.

При этом, во все времена благополучие общества, качество государственной деятельности, степень правовой защищенности, экономическое развитие государства зависели, среди прочего, от качества созданной в стране системы государственного управления. На настоящем этапе развития государственности в Российской Федерации одной из задач повышения эффективности государственного управления становится ориентация на так называемый «проектный подход» в управлении, то есть на «управление по результатам». Повышение качества системы государственного и муниципального управления невозможно достичь в современных условиях без усиления внимания к процедуре формирования системы устойчивого развития, в том числе и на государственной и муниципальной службе.

Конечно, не может оставаться без особого внимания и сфера предоставления государственных и муниципальных услуг населения, от эффективной организации и качества которых зависит бесперебойное и эффективное обеспечение жизнедеятельности населения.

С учетом всего вышеизложенного одними из основных направлений законотворческой деятельности Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления в 2018 году являлись вопросы:

- совершенствование вопросов стратегического планирования, в том числе установление минимальных требований к документам стратегического планирования, разрабатываемым на местном уровне, а также требований к содержанию муниципальных документов стратегического планирования;

- повышения эффективности законодательного регулирования разграничения полномочий между уровнями публичной власти;

- обеспечения институциональных условий осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий;

- совершенствования федеративных отношений;

- совершенствования правовых, территориальных, организационных и экономических основ местного самоуправления;

- совершенствования основ государственной гражданской и муниципальной службы, а также государственного и муниципального управления в целом;

- совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем, с учетом происходящих процессов и реалий настоящего времени, в 2019 году Комитет видит, среди прочего, приоритетами своей законотворческой и иной деятельности такие направления, как:

1) Совершенствование механизмов пространственного развития страны, которые в целом тесно связаны с процессами оптимизации территориальной организации местного самоуправления – как в правовом, так и в практическом плане, в том числе путем совершенствования действующего законодательства, а также доработки проекта Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, в части:

- исключения чрезмерного акцента на городских агломерациях, как центрах экономического роста (не исключая важности развития и данного института), и более содержательное определение ключевых направлений развития сельских территорий, а также малых и исторических городов, имеющих геостратегическое значение для сохранения поселенческого каркаса страны, сбалансированности расселения на ее территории, обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности, в том числе продовольственной, Российской Федерации;

- законодательного закрепления модели формирования и управления городскими агломерациями через т.н. «смешанный вариант», при котором «ядром» агломерации выступает городской округ с внутригородским делением (каковым, как правило, должен являться городской округ с населением свыше 500 тыс. человек) а «корона» агломерации формируется через механизмы межмуниципального сотрудничества, в том числе устанавливаемые городским округом с внутригородским делением как с отдельными муниципальными образованиями из «короны» агломерации, так и с ассоциацией муниципальных образований «короны» агломерации (предусматривается, что муниципальные образования «короны» агломерации могут объединяться в ассоциации для совместного взаимодействия с «ядром» агломерации – городским округом с внутригородским делением);

- правового определения понятия и статуса «городской агломерации»;

- установления общих принципов организации административно-территориального устройства в Российской Федерации;

- нормативного закрепления понятия «населенный пункт» и его видов (городские и сельские);

- установления понятий «город» и «поселок» как видов городских населенных пунктов;

- закрепления роли субъектов Российской Федерации в определении административно-территориального устройства на своей территории в соответствии с общими принципами, установленными в федеральном законодательстве.

2) Установление и совершенствование институтов межмуниципального сотрудничества, государственно-муниципального партнерства, государственно-муниципально-частного и муниципально-частного партнерства, в том числе путем:

- правового установления понятия «публично-правовой договор (соглашение)» между публично-правовыми образованиями (муниципальными образованиями, их объединениями, субъектом Российской Федерации) с возможностью различного соотношения заключения между ними (в том числе предусматривается, что публично-правовые договора (соглашения) могут заключаться как городским округом с внутригородским делением, так и внутригородскими районами с поселениями «короны» агломерации);

- правового установления понятия «межмуниципальная некоммерческая организация (межмуниципальное учреждение)», предполагающее, что в качестве учредителей данного юридического лица выступают два и более муниципальных образования; имущество не переходит в собственность организации, а остается в долевой собственности и оперативном управлении учредителей (муниципальных образований), с их субсидиарной ответственностью по обязательствам данного юридического лица при совместном управлении этой организацией;

- определения и правового закрепления механизмов государственно-муниципального партнерства, как вида межмуниципально-государственного сотрудничества;

- правового закрепления институтов государственно-муниципально-частного и муниципально-частного партнерства применительно к взаимодействию соответствующего субъекта Российского Федерации, городского округа – «ядра» агломерации, поселений из «короны» агломерации и частных инвесторов.

Для реализации этого блока предложений необходимо законодательно установить соответствующие новеллы в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Гражданском кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3) Совершенствование бюджетного законодательства, предусматривающее введение понятия «бюджет (фонд) развития» субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также установление принципов их формирования и использования. По сути, бюджеты (фонды) развития должны представлять собой группировку доходов и расходов региональных и местных бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения инвестиционных и капитальных расходов, необходимых для реализации приоритетных проектов в региональной и муниципальной экономике и социальной сфере в соответствии со стратегиями социально-экономического развития соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, включая формирование региональных и муниципальных дорожных фондов.

При этом региональные и местные бюджеты (фонды) развития могли бы формироваться преимущественно за счет налоговых и неналоговых источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, на администрирование которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могли бы оказывать влияние самостоятельно, что требует изменений в налоговой и бюджетной системе Российской Федерации, а именно:

- изменение порядка зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ), предусматривающее его зачисление не по месту основной работы, а по месту жительства граждан;

- передача местным бюджетам 1,0–1,5% ставки налога на прибыль организаций, что позволило бы, среди прочего, компенсировать выпадающие доходы бюджетов крупных городов от изменения порядка уплаты НДФЛ;

- введение, помимо курортного и торгового сборов, некоторых других местных сборов (на добычу общераспространенных полезных ископаемых (природного сырья) на территории муниципальных образований, сбор за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, сбор за использование местной символики (брэндов и названий муниципалитетов) и за право на рекламу, что представляется особо актуальным для исторических городов и поселений);

- установление в качестве местного налога транспортного налога в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с обязательным зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды;

- увеличение размера норматива отчислений от платы за негативное воздействие на окружающую среду в пользу муниципалитетов;

- поэтапная отмена налоговых льгот по местным налогам, установленных на федеральном уровне, что является одним из потенциальных источников пополнения муниципальных бюджетов (местные налоги устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в размере 100% доходов в местные бюджеты, поэтому и льготы по ним должны устанавливаться исключительно органами местного самоуправления).

4) В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов завершение работы по инвентаризации полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных отраслевым федеральным законодательством, в целях проверки их соответствия вопросам местного значения, закрепленным в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Результатом данной работы должна стать законодательная корректировка перечня полномочий органов местного самоуправления, выявление и устранение избыточных и несвойственных местному самоуправлению полномочий, их более детальная бюджетная классификация и, что важно, просчет их реальной «стоимости». Реализация указанных мер позволила бы улучшить финансовое положение муниципальных образований, а органы местного самоуправления при этом смогли бы иметь реальные источники доходов для формирования бюджетов (фондов) развития, которые должны стать финансовой базой для устойчивого и комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий в соответствии с муниципальными документами стратегического планирования.

5) Решение вопроса о корректировке положений Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривающей, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, либо опубликование (размещение) его полного текста в сетевом издании, учредителем (соучредителем) которого является орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, без действующей сейчас оговорки, что данное допускается только в отношении объемных графических и табличных приложений к муниципальному правовому акту.

6) Решение вопроса об отмене обязанности или упрощении процедуры представления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей для депутатов представительных органов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе.

Написать об этом в Вконтакте Написать об этом в Facebook Написать об этом в Twitter Написать об этом в LiveJournal
Наверх